Июль 2009

Шламы

Шламы — это мазеобразные, липкие, темного цвета продукты, образующиеся при температуре не более 120°С, выпадающие из масла в виде осадка и образующие отложения в картерax, маслопроводах и каналах, фильтрах, клапанной коробке, маслоприемнике и др.

Шламы или осадки в двигателе состоят из масла, воды, продуктов окисления и продуктов износа деталей.
Удаляются шламы из двигателя при замене масла путем промывки его маловязкими маслами или специальной промывочной жидкостью при помощи специальных аппаратов.

На наружных и внутренних стенках поршней, поршневых кольцах, верхних головках шатунов, стержнях клапанов масло, нагреваясь до температуры 150…300 °С, образует лаковые отложения коричневого или черного цвета. Лаковые отложения отрицательно влияют на работу двигателя. Образование лака ухудшает теплопроводность деталей, а также приводит к зависанию и пригоранию колец, в результате чего уменьшается мощность двигателя из-за снижения компрессии, увеличивается износ, часто сопровождаемый поломкой колец и заеданием поршней, увеличиваются потери энергии на трение, перерасходуется и быстро загрязняется масло.

Химическая стабильность масел

В процессе хранения, транспортирования и применения смазочные масла неизбежно соприкасаются с кислородом воздуха и окисляются.

Химическая стабильность масла — это его способность противостоять изменению своих свойств при воздействии кислорода и других способствующих окислению факторов. Автомобильные масла при обычных температурах устойчивы против окисления, т. е. обладают высокой химической стабильностью и могут в течение пяти лет и более сохранять свои свойства без существенных изменений.

Однако при повышенной температуре (более 50°С) масло интенсивно окисляется, а при температуре свыше 300 °С происходит термический распад и окисление масла. В результате окисления изменяется химический состав масла и, как правило, ухудшаются его эксплуатационные свойства; продукты окисления вызывают коррозию деталей двигателя, образуют углеродистые отложения и осадки в системе смазки — все это приводит к необходимости принимать меры против окисления масла и снижению вреда, вызываемого продуктами окисления. От химической стабильности зависит срок работы масел в механизмах машин. В зависимости от температуры, при которой происходит окисление масла, могут образовываться шламы, лаковые отложения и нагар.

Противоизносные свойства масел

Противоизносные свойства масла — это способность его образовывать на трущихся поверхностях прочную пленку, препятствующую непосредственному их контакту и уменьшающую трение. Такая пленка способна также изолировать металл от коррозионно-агрессивных продуктов. Для создания на трущихся поверхностях прочной пленки используют противоизносные присадки, содержащие в своем составе серу и фосфор.

Присадки, содержащие серу и фосфор, выполняют также антиокислительные и антикоррозионные функции.

Температура застывания

Для автомобильных масел нормируется температура застывания, т. е. температура, при которой они теряют подвижность При понижении температуры масло застывает и теряет подвижность вследствие увеличения вязкости и образования в масле пространственной решетки из кристаллов парафина и церезина, т. е. появления структурной вязкости.

Застывшее масло теряет текучесть (прокачиваемость) и не участвует в смазке деталей, которые до подогрева масла работают при сухом трении с очень высокими износами. Застывшее масло нельзя перекачивать из одного резервуара в другой или заправлять в автомобиль. Застывшее масло в картере двигателя не позволяет пустить двигатель, а в картере заднего моста оно может настолько повысить сопротивление вращению деталей, что движение автомобиля будет невозможно. В этих случаях не исключены аварийные поломки деталей двигателя и агрегатов трансмиссии.

Температуру застывания определяют аналогично температуре застывания дизельного топлива, путем охлаждения масла в пробирке до тех пор, пока его мениск при наклоне пробирки на 45° не будет смещаться в течение одной минуты.

Фактически масло теряет подвижность в агрегатах автомобиля при температуре выше полученной при испытании.

Поэтому для надежной работы системы смазки масло должно иметь температуру застывания на 10…20°С ниже минимальной температуры в процессе эксплуатации.

Комментарии